График работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00

Маразлиевская улица

16 08 2017

Источник: http://odesskiy.com/ulitsi-v-istorii-odessi/marazilevskaya.html

 

Первоначальное название улицы - Новая. Появляется на картах города в 1828 г. На ней по левой стороне Базарной, на всем протяжении от Канатной до будущей ул.Белинского помечен прямоугольник строений канатной фабрики Мешкова. Позднее по улице Новой появляется Архангело-Михайловский девичий училищный монастырь, улица переименовывается в Михайловскую (с 27 октября 1864 г.) 
 
В 1895 г. Одесская Городская Дума подала ходатайство Императору о переименовании улицы Новой в улицу "Маразли" "в увековечение памяти и долголетней общественной деятельности бывшего Городского Головы Тайного Советника Маразли. 
 
Это произошло 23 ноября 1895 года. 30 апреля 1920 года улицу Маразли переименовывают в улицу Энгельса в честь создателя теории "Научный коммунизм", ученого и философа Фридриха Энгельса. 
 
В период оккупации улица называется улицей Маразлиевской. 
Это же название закрепляется за ней окончательно с 20 сентября 1991 года.
 
 
 
Первоначальное название улицы - Новая. Появляется на картах города в 1828 г.   Если сравнить план Одессы, составленный Де-Воланом с современным, то легко убедиться, что город заканчивается правой стороной будущей Канатной улицы. Становиться понятным, что последующая застройка этого района города привела к образованию новой улицы. Возникает вопрос, чем объяснить, что Новая улица вдруг разделилась кварталами от Базарной до Б.Арнаутской? 
 
В ОГНБиблиотеке им.Горького хранится самодельная карта на французском языке, датированная 26 июля - 7 августа 1822 г. И на ней по левой стороне Базарной, на всем протяжении от Канатной до будущей ул.Белинского помечен прямоугольник строений канатной фабрики Мешкова. Позднее по улице Новой появляется Архангело-Михайловский девичий училищный монастырь, улица переименовывается в Михайловскую 
(с 27 октября 1864 г.) 
 
Ох, как дальновиден был в свое время городской голова Григорий Григорьевич Маразли, когда взялся за обустройство городской окраины возле нынешнего пляжа Ланжерон, разумно предполагая, что со временем этот район превратится в настоящее украшение Одессы!
 
Неказистая Новая улица, появившаяся на картах города в 1828 году, была следствием застройки наступавшего на море города, его задворками с одним неоспоримым преимуществом ­ всего в нескольких сотнях метров от домов бились о берег волны. 
 
Но при всей красе открывающегося вида Новая долгое время оставалась улицей бедняков, изуродованная предприимчивым канатчиком Новиковым, который в обход плана застройки перегородил ее в районе нынешних Базарной и Большой Арнаутской корпусами собственной фабрики; с проплешинами пустырей и редкими халупами, в которых предпочитал селиться портовый люд. Первым настоящим украшением Новой стал Архангело-Михайловский девичий училищный монастырь, в честь которого 27 октября 1864 года отрезок улицы Новой до Базарной был переименован в Михайловскую. 
 
Большинство участков на этой улице было приобретено семьей выходца из Греции купца Маразли. Именно его сын Григорий, избранный в 1878 году городским головой Одессы, практически за бесценок раздал участки состоятельным горожанам с одним непременным условием: построенные на улице дома должны быть по-настоящему красивыми и оригинальными. И сегодня благодаря мудрому одесскому меценату мы имеем хотя бы некоторое представление о том, как жили богатые горожане более века назад. 
 
Однако благоустройство Новой улицы началось задолго до того, как один из самых богатых одесситов Маразли-младший стал городским головой. Еще в середине 19 века часть территорий в районе бывшей военной крепости на прибрежном склоне, от которой сегодня осталась одна лишь аркада, была отведена под парк. Его торжественное открытие состоялось в сентябре 1875 года во время визита в Одессу императора Александра-II, который, одобрив план разбивки парка, собственноручно посадил здесь дуб. Позднее парк был назван в его честь Александровским (ныне – ЦПКиО им.Шевченко), его аллею украсила именная императорская колонна, а на месте нынешнего памятника кобзарю у центрального входа со стороны Маразлиевской возвышался монумент Александру-II. Ухоженный парк с павильонами и цветочными клумбами, стройными аллеями и видом на море стал тем неоспоримым преимуществом, которое превратило Новую улицу в одну из самых престижных в городе. Поэтому строительство здесь велось с размахом и из расчета на то, что по широкой вымощенной мостовой будут ездить богатые экипажи не менее богатых горожан. И не случайно на рубеже 19 и 20 веков Маразлиевская была избрана местом ежегодного проведения «Боя цветов» - красочного соревнования экипажей состоятельных одесситов. Кареты украшались цветочными гирляндами и боролись за право быть признанными самым изысканным и нарядным транспортным средством. 
 
Со временем улица Новая превратилась в место проживания сливок одесского общества. Здесь предпочитали селиться банкиры и крупные городские чиновники, врачи и аристократы, ученые, инженеры, судьи, в многочисленных доходных домах останавливались всеми уважаемые и известные промышленники, меценаты, титулованные особы. В частности, дом № 30, построенный архитектором Бернардацци в конце 19 века и восстановленный в оригинале на рубеже 20 и 21 веков (ныне здесь находится офис банка «Пивденный»), в свое время принадлежал Григорию Маразли. А особняк под № 18, прекрасно сохранившийся до наших дней даже вопреки тому, что в советские времена здесь располагался детский сад, до революции являлся домашней резиденцией одного из самых взбалмошных и заносчивых одесских градоначальников – генерал-майора Ивана Толмачева. 
 
В 1895 году по инициативе городского собрания и в память о заслугах Григория Маразли перед Одессой, улица была названа его именем. Таким образом, одесский градоначальник стал единственным подданным Российской Империи, чье имя при жизни было увековечено на карте города. Одесская Городская Дума подала ходатайство Императору о переименовании улицы Новой в улицу "Маразли" "в увековечение памяти и долголетней общественной деятельности бывшего Городского Головы Тайного Советника Маразли. Это произошло 23 ноября 1895 года. 
 
Дореволюционная Маразлиевская отличалась изысканностью и строгостью, которые и сегодня проступают на фасадах вековых домов, в некогда шикарных парадных, обезображенных коммунами, во всем облике монументальных зданий. До сих пор во двориках, многие из которых не уходят вглубь улицы, образуя замкнутые колодцы, а, наоборот, разбиты перед особняками, можно встретить отголоски той, прежней жизни - кем-то позабытую скульптуру ангела и чудом уцелевший фонарный столб, когда-то спроектированный санкт-петербургским инженером Б. Цейтшел 
 
Над застройкой Маразлиевской трудились знаменитые архитекторы Александр Бернардацци, Федор Троупянский, Юрий Дмитренко, Лев Влодек, Вильгельм Кабиольский, Викентий Прохаска, Демосфен Мазиров, Самуил Гальперсон, Моисей Линецкий. Последнему принадлежит проект пятиэтажного красавца в стиле ампир на Маразлиевской, 14 (1905 год) и, в соавторстве с Самуилом Гальперсоном, проект углового дома в модерне №2. Примечательно, что фасад этого особняка, построенного в начале 20 века на углу переулка Барятинского (ныне – Нахимова), украшен женским барельефом с петлей на шее. Похожие барельефы есть на доме №54, в свое время принадлежавшем помещику Крыжановскому, и на доме №5, который проектировал Демосфен Мазиров. 
 
Существует несколько легенд о том, что же символизируют эти прекрасные дамы. В частности, по одной из версий, барельеф на доме № 54 украсил особняк помещика в память о его повесившейся дочери. По другой версии, на месте этих особняков в свое время располагались дома, в которые под различным предлогом заманивались красивые девушки, а позже морем переправлялись в турецкие гаремы. Но ни одна из этих версий так и не нашла документального подтверждения. 
 
Есть в истории Маразлиевской и черное пятно, своеобразный «скелет в шкафу», о котором даже сегодня, спустя более полувека, горожане вспоминают с содроганием. До сих пор еще живы очевидцы жутких кровавых расправ, которые в предвоенные годы вершились в стенах дома, на месте которого сегодня возвышается корпус одесской «мореходки». Трудно представить, что когда-то в особняке на Маразлиевской, 40-42 погибли сотни одесситов. 
 
Тем не менее, в 1920 году в бывшем элитном доходном доме расквартировалось одесское ведомство НКВД, спустя много лет признанное одним из самых жестоких и кровавых. 
 
Маразлиевскую трудно назвать улицей поэтов и писателей. Тем не менее, ее история связана с именами как минимум трех покорителей литературного Парнаса. В доме № 64, который не так давно был снесен из-за ветхости и когда-то являлся постоялым двором, в 1823 году во время «одесской ссылки», по преданию, останавливался Пушкин. А в доме № 2 почти сто лет назад во время очередного приезда в Одессу квартировал Иван Куприн. Здесь же, на Маразлиевской, с 1978 по 1990 год жил достаточно известный в советские времена, а сегодня незаслуженно забытый писатель-маринист Александр Батров (1906-1990), на увлекательных повестях и рассказах которого выросло не одно поколение будущих моряков. 
 
Впрочем, еще один из дореволюционных жителей Маразлиевской сам стал героем научной литературы и вошел в труды Зигмунда Фрейда, а также историков благодаря уникальности своего недуга. В книге «Одесские реалии человека-волка» исследователь Сергей Лущик описал «одесский период» юного Сергея Панкеева, отпрыска довольно известного рода, владевшего до революции особняком на Маразлиевской, 20. Именно в родовом гнезде маленькому мальчику приснился странный сон, который полностью перевернул его жизнь. Настолько, что даже в преклонном возрасте Панкеев продолжал считать себя человеком-волком, о чем поведал всему миру в своих мемуарах. Семейное состояние позволило юному Панкееву без особых трудностей воспользоваться рекомендацией одесских психиатров и стать пациентом знаменитого Фрейда. Судя по тому, что одесский человек-волк благополучно дожил до преклонных лет в эмиграции, его недуг все же удалось локализовать.
 
 
Маразлиевская угол Базарной — это место знают многие не только в Одессе, но и далеко за ее пределами. Здесь расположен Всемирный клуб одесситов. Президентом клуба стал Михаил Жванецкий. Вице-президентами — Евгений Голубовский, известный одесский журналист, редактор газеты клуба «Всемирные одесские новости», и Валерий Хаит, когда-то капитан знаменитой одесской команды КВН, а ныне редактор юмористического журнала «Фонтан». В составе Всемирного клуба одесситов и его президентского совета люди, которых хорошо знают в Одессе: промышленники, банкиры, юристы, артисты, художники, врачи, ученые, музыканты. Можно смело сказать, что это интеллектуально-духовная элита Одессы. При участии Всемирного клуба одесситов было выпущено немало книг — стихи Веры Инбер и Анатолия Фиолетова, Юрия Олеши и Юрия Михайлика, мемуары Давида Макаревского и сборник «Венок Мандельштаму», трехтомник Владимира Жаботинского. Клуб учредил газету «Всемирные одесские новости». В стенах клуба родился одесский юмористический журнал «Фонтан», с 1997 года ежемесячно радующий своих читателей. 
 
Остается лишь добавить, что почти за 200 лет существования улица Маразлиевская переименовывалась несколько раз. 
 
30 апреля 1920 года улицу Маразли по случаю 100-летия со дня рождения Фридриха Энгельса переименовывают в улицу Энгельса в честь создателя теории "Научный коммунизм", ученого и философа Фридриха Энгельса. 
 
В период немецко-фашистской оккупации оккупации Одессы улице было возвращено ее прежнее название - Маразлиевская, которое после войны на табличках фасадов вновь сменилось именем идеолога коммунизма. 
 
Это же название решением Одесского горсовета закрепляется за ней окончательно с 20 сентября 1991 года.