График работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Одесские мосты
23 04 2017Источник: http://odesskiy.com/ulitsi-v-istorii-odessi/mosti.html
Кроме сохранившихся до сих пор балок и оврагов, по всем улицам старой Одессы вдоль и поперек были проложены канавы, в демисезоны наполненные водой. Поэтому, помимо соответствующих муниципальных сооружений, на всех перекрестках улиц существовали и частные мосты и мостики.
Каждый солидный предприниматель считал необходимым устроить мостик для перехода через канаву напротив дверей своего заведения, ибо самые состоятельные клиенты приезжали к нему в экипаже. Домовладельцы сооружали такие мостики напротив парадных подъездов, иногда вкупе с навесом от дверей до самой мостовой.
По-видимому, первым крупным мостом в Одессе был деревянный мост через Карантинную балку. В сборнике "Одесса. 1794-1894" о нем кратко упоминается: "Через Карантинную балку издавна существовал деревянный мост для сообщения города с крепостью". О времени постройки моста мы узнаем из рапорта архитектора Ф.Фраполли от 25.05.1809 года: "...строящийся под моим присмотром на балке к крепости мост ныне совершенно окончен". Улицы названий тогда еще не имели, да и мост, вероятно, был единственным.
Вторым в хронологической последовательности был построен мост также по Херсонскому тракту через Военную балку (в месте пересечения современных Ланжероновской и Гаванной улиц).
Третьим в той же последовательности строился каменный мост на Дерибасовской улице, напротив современного Дома книги. Известно, что смета по этой постройке в сумме 8890 рублей была составлена архитектором Ф.Фраполли, начато сооружение в феврале 1811 года еще на Гимназской улице и закончено уже на Дерибасовской в апреле 1812 года.
Несмотря на то, что Дерибасовская уже тогда считалась одной из главных улиц города (на плане Одессы 1814 года нанесены названия только Дерибасовской и Ришельевской, а до этого Театральной улицы), все же посчитали необходимым в первую очередь построить мост через Военную балку там, где он был более нужен с практической точки зрения: на основной магистрали Херсонская застава - порт, а затем уж по главной улице Гимназской. Прагматиками были одесситы того времени.
50-е годы. Мост Коцебу на улице Розы Люксембург ( сегодня ул. Бунина, которая ещё называлась ул. Полицейской)
Из существовавших мостов через Карантинную балку сохранились три с половиной: Строгановский по Греческой улице, Коцебу по улице Бунина (Полицейской), Новикова по улице Жуковского и полумост Сикарда по Еврейской улице. Через вторую балку на плато старой Одессы - Военную, разрезающую город в его центре, также необходим был мост для связи между Южным (Военным) и Северным (Греческим) форштатами, приморскими районами этих частей города, в одном из которых располагались "присутственные места" - учреждения администрации города, в другом - места жительства чиновников разных рангов. С размещением на Приморском бульваре канцелярии Воронцова, закладкой зданий присутственных мест и биржи необходимость в мосте стала очевидной.
Сабанеев мост
Каменный Сабанеев мост через Военный спуск сооружали долго, с большими трудностями технического характера, разными строителями и, может быть, поэтому о нем так много разноречивых сведений. В 1833 году уже заведено дело "Об устроении спуска с правой стороны вновь (разрядка моя - В.Ч.) выстроенного Сабанеевского моста, на Военную гавань", а в "Новороссийском календаре" на 1835 год находим строчку: "1834. Построен на 3-х каменных арках мост через Военную балку, называемый Сабанеевским". В письме же от 10 сентября 1834 года М.С.Воронцову градоначальник А.И.Левшин сообщает: "Сабанеевский мост уже вышел из земли и половина арок выведена".
Очевидно, с 1828 по 1836 годы мост перестраивался до основания. 18 июля 1836 года Левшин опять пишет Воронцову: "Трещины под Сабанеевым мостом стали увеличиваться".
Еще более продолжительное время строился Строгановский мост. В сборнике "Одесса. 1794-1894" сказано: "В 1851 году было приступлено к сооружению моста по Греческой улице... окончен только в 1863 году архитектором Гонсиоровским". В действительности "торги на постройку моста через Карантинную балку" были объявлены только в 1853 году, и контракт на его постройку был заключен с подрядчиком Бутырским 11 декабря 1853 года, со сроком окончания через два года.
В Одессе существует не менее древний и впечатляющий всякого Строгановский мост. "Ведь он висит над бездной, — сообщал еще в 1913 году Александр де Рибас. — Он снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку". Этот мост в Одессе действительно впечатляет, и кажется, что в самом деле "парит над пропастью". Машины и люди внизу выглядят игрушечными. Вполне подходящее местечко…
Были в Одессе по крайней мере ещё одиннадцать муниципальных мостов, о существовании которых в прошлом теперь мало кто знает. Все они имели общее назначение - были переброшены через ров второй черты порто-франко, опоясывающий город от Херсонского спуска, мимо Старого кладбища до Ланжерона.
Это были небольшие, но капитально построенные каменные мосты с парапетами, способные выдержать проезд по ним любого грузового транспорта того времени. Мосты эти существовали до конца семидесятых годов. Большинство из них отмечены и названы на плане города 1867 года: Ольгиевский в конце одноименной улицы, Институтский - у института благородных девиц (позднее морского транспорта), Лютеранский в конце Лютеранского переулка, Ланга в конце Тираспольской улицы, Прохоровский (Черепенникова) у начала Прохоровской улицы, Всех Святых в конце Новорыбной улицы, Малый у места пересечения Костецкой и Болгарской, Сенной у Старосенной площади, Палена у Канатной улицы.
Странно, что на этом плане не значатся мосты Императрицы и Ланжероновский (Крепостной), хотя они упоминаются в архивных документах и места их определяются соответственно в начале Малофонтанской дороги (Французский бульвар) и у Ланжерона или Крепости. 3 февраля 1834 года от Воронцова поступило указание назвать часть второй черты порто-франко от моста Императрицы до Ланжероновского моста (современные улицы Белинского и Лидерсовский бульвар) - бульваром Императрицы.
Одесские мосты
На первый взгляд, в этих мостах – ничего особенного, особенно если сравнивать их со знаменитыми мостами Праги, Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга и многими другими, известными на весь мир своей красотой и изяществом. Однако вспомним, для какой цели служили и служат данные архитектурные шедевры: как правило, для переправы с одного берега реки на другой. Но ведь в Одессе реки нет, если не считать, конечно, ту, которая проистекает на Пересыпи.
Можно только восхищаться талантом одесских архитекторов XIX в., сумевших на сложной пересеченной местности создать во всех отношениях удобный для жизни город, где естественные недостатки ландшафта переросли в несомненные достоинства архитектурного облика. Мосты Одессы в этом смысле яркое тому подтверждение. Из сохранившихся до наших дней мостов выделим те, которые расположены в центральной части города: Новиков, Сабанеев, Строгановский и Коцебу. Все они объединены единством цели: служить для удобства коммуникаций как по балкам. Военной и Карантинной, с одной стороны, так и воссоединять собой разбитые этими же балками улицы – с другой. Но каждый из них имеет свою яркую и неповторимую историю.
Старейшим из каменных мостов Одессы (ибо надо отметить, что были и десятки других – деревянных) почитается Новиков мост, сооруженный в 1822-1824 гг. по проекту знаменитого одесского ученого и инженера Жюста Гаюи. А построен он был по инициативе купца Новикова, выступившего также подрядчиком при его сооружении. Любопытно, что Новиков, наряду с общественным интересом, преследовал и сугубо личную корысть: помимо прочего, являлся еще и владельцем канатного завода, давшего, в свою очередь, название Канатной улице. Так вот, данный мост и призван был непосредственно связать указанный завод с центром города по Почтовой улице, переименованной впоследствии в Жуковского. Впрочем, Новиков проявил при его сооружении столько энергии и распорядительности, что отнюдь не случайно этот арочный однопролетный мост, перекинутый через Канатную балку, получил его имя.
Сабанеевский и Строгановский мосты
Не менее интересен второй по старшинству одесский мост – Сабанеевский, пожалуй, самый узнаваемый из всех благодаря кинематографу. Сколько на его трехарочном фоне было отснято сцен трудно сказать, но то, что по количеству большевистских похорон, сцен насилия и самых разнообразных погонь, от телег до автомобилей, вряд ли найдется равный Сабанеевскому мосту, можно утверждать почти с уверенностью. Однако все эти сцены снимаются внизу, в Военной балке, через которую он и проложен, тогда как на поверхности мост выглядит более чем миролюбиво и, можно сказать, благородно и монументально.
Строгановский мост – наиболее протяженный из всех, его длина составляла 120 м, а высота свыше 13 м, он являлся рекордсменом не только в пространстве, но и во времени. Мост был задуман для соединения Греческой улицы еще в 40-х гг. XIX ст., но все предлагаемые конструктивные системы: от легких подвесных до массивных каменных, не были одобрены в Петербурге, где выдвинули проект архитектора Маевского. Строительство было начато в 1851 г. и закончено только с приходом одесского архитектора Гонсиоровского в 1863 г. По сути дела, до своей реставрации в 70-х гг. прошлого столетия мост не был единым строением и делился как бы на две неравномерные части: трехарочного моста над Польским спуском и двухарочного над Левашовским, соединявшихся посредством высокой насыпи шириной 15 м. Можно сказать, судьба Строгановского моста наименее удачлива из всех. Его долгое сооружение и не менее долгая реконструкция порядком поднадоели одесситам, но это отнюдь не говорит о его нецелесообразности и ненужности, скорее, о прямо противоположном.
Между прошлым и будущим мост Коцебу был сооружен архитектором Ландесманом в 1890-1892 гг. Металлический каркас для его конструкции изготовили в Париже, а в Одессе только собрали и установили. Соединив Полицейскую улицу, он, так же, как и Строгановский и Новикова мосты, расположен над Карантинной балкой. Назван мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862г. по 1874 г. К слову, очень много сделавшего для Одессы, но, по курьезному совпадению, отвергнувшего проект строительства моста на Полицейской улице в период своего правления.
Между тем, говоря о мостах, построенных в прошлые века, нельзя не вспомнить о пешеходном мосте между Приморским и Комсомольским бульварами, который был возведен в 1968-1969 гг. по проекту архитектора Владимирской и инженера Кириенко. Один Господь Бог знает есть ли у этого не лишенного изящества и оригинальных инженерных воплощений моста официальное название, но в Одессе он известен исключительно как Тёщин мост. У этого названия есть две версии. Первая: потому что он самый длинный и узкий в городе, а ещё и раскачивался от сильного ветра: «прямо, как язык тёщи» — шутили по этому поводу. Вторая говорит о том, что по этому мосту ходил в гости к тёще председатель горкома партии Михаил Синица. Злые языки утверждают, что городу данная дорогостоящая конструкция, практически не имевшая и не имеющая никакого коммуникационного значения, понадобилась ввиду любви тогдашнего коммунистического начальника области к тёщиным блинам. А так как зять и тёща жили на разных бульварах, то променад в пятьсот метров окружным путём по мосту Сабанеева показался им нестерпимо долгим. Вот так и появилась идея создания прямого пешеходного моста.
С высоты Тёщиного сооружения открывается прекрасный вид на Практическую гавань и судоремонтный завод .
На Тещином мосту мы тещу-маму поздравляем!
Есть в Одессе мост, который называется Тещиным. Когда-то он был почти что чудом инженерной мысли.
С тех пор мост так и остался в списке городских достопримечательностей, прочно закрепился в нем. Славится мост не только архитектурными красотами, а и своей необычной историей. Она о том, что лет эдак пятьдесят назад тогдашний градоначальник распорядился построить пешеходный мост, чтобы ближе и проще было к теще в гости ходить. Оказывается, легенда получила свое неожиданное развитие.
— У меня замечательная теща, Анна Петровна, ей недавно исполнилось восемьдесят четыре года, — говорит бывший моряк дальнего плавания, ныне работник портнадзора Ильичевского топливного терминала Владимир Мельников. — Мы с женой пришли на мост поздравить тещу и с наступающим 8 Марта.
Как и полагается, зять Анны Петровны Синицы накрыл стол. На нем все есть: водочка и соки — на выбор, квашеная капуста, жареный арахис и конфеты.
— Подходи, за любимую тещу наливаю, — предлагает он прохожим. Те, конечно же, улыбаются в ответ. И пригубливают.
— Мы уже третий год таким образом поздравляем маму, — говорит супруга Владимира Мельникова Наталья. — К нам на Тещин мост приходят друзья. Мы снимаем праздник на видео и отправляем маме, которая живет в Киеве.
— Конечно, моя теща была тронута, когда впервые мы устроили ей такое. К тому же она — супруга… того самого городского начальника, распорядившегося построить этот мост, — рассказывает моряк, зять Анны Петровны.
Только, по его словам, в истории, придуманной одесситами, от легенды все-таки больше — не пользовались этим мостом семья Синицы. Ходили другой дорогой, она была короче.
— Но на самом деле, это ведь не имеет никакого отношения к традиции, которую мы пытаемся закрепить. Я даже письмо в Верховную Раду написал с предложением учредить день тещи. Но у наших депутатов до этого руки не доходят, а может быть, им просто с тещами не повезло, — считает бывший моряк дальнего плаванья. — Что касается меня, я Анну Петровну очень люблю, и в ее зятьях уже 41 год хожу! А вот анекдоты про тещ не уважаю.
…По мосту шли жених, невеста и их гости. Владимир пригласил всех к своему столу:
— Тещу нужно уважать и почитать, — напутствовал он молодого супруга.