График работы: Пн-Пт с 9:00 до 18:00
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Нежинская улица
14 02 2017Источник: http://odesskiy.com/ulitsi-v-istorii-odessi/nejinskaya.html
Еще в первой трети ХІХ столетия из старинного, живописного и зеленого украинского городка Нежин в Одессу перебралось множество тамошних, как их именовали, нежинских греков.
Тираспольская площадь( пл.1905г.) и улица Нежинская (ул.Франца Меринга). В 70-е здесь была самая лучшая в городе "Пельменная", которая в 80-е превратилась в "Пицеррию"
А поскольку на новом месте как-то поспокойнее жить бок о бок со своими, они поначалу обосновались на одной улице, которая и стала называться Нежинской. Но потом, уразумев, что всем, вне всякой зависимости от национальности, хватает места под благодатным и щедрым солнцем Одессы, нежинские греки начали расселятся по всему городу и улица постепенно теряла свой ярко выраженный колорит.
Здесь обосновалось уездное полицейское управление и уездная же земская Управа, штаб войск одесского гарнизона, новоявленное Общество изящных искусств, созданное, дабы "развить вкус и понятие о живописи во всех сословиях городского населения"…
Но еще долго на Нежинской были дома Базили, Георги, Калафати, Скарлато, Тананаки, Феохариди, Янакаки, ресторан "Гранд - Отель" С.Амбатьелло, чайный трактир А.Амбатьелло, табачныя лавка Рафтопуло, бакалейный магазин Анкело, контора зерновых операций Максимоса, мастерская модных дамских нарядов мадам Попандопуло и виноторговля Дукелиса в доме № 1.
улица Нежинская, Дом № 1
По - соседству с ней располагался винный погреб Гауптмана, дальше по Нежинской держали свои заведения его коллеги по бизнесу Анищенко, Барбар, Дантадзе, Друт - в давние времена одесситы по южной традиции отдавали предпочтение благородному солнечному напитку. А в пивной лавке Камбурова любителям янтарной влаги подносили тяжеленные кружки "с манжетами", то есть увенчанные шапкой белоснежной пены. Промерзшие же извозчики, смертельно уставшие за день могучие биндюжники с Нового базара и вконец спившиеся люмпены заглядывали в одну-единственную на всю Нежинскую "монопольку", где сообразно численности компании, аппетиту и содержимому кошелька приобреталась четверть, штоф, шкалик или, на худой конец, "мерзавчик" водки, всенепременно запечатанный сургучом. Что же касается закуски, ежели в ней возникала потребность, или какой другой снеди, не возведенной в этот высокий ранг, то от нее, как говорится, прилавки ломились в двух десятках бакалейных и гастрономических магазинов да лавок, разбросанных по всей улице.
А на акациях, что напротив дома № 74, постоянно "дежурили" воробьи, ожидая, когда на плитчатый тротуар наконец просыпятся вожделенные зернышки, потому что находилась тут лавка "Овес и сено" - "заправочная" для повсеместно распространенного тогда легкового, равно как и грузового, гужевого транспорта.
Из товаров же, как их сейчас называют, непродовольственной группы, на Нежинской продавали бутылки для разных надобностей, готовое платье, книги, медикаменты, цветы, ткани в открытом еще в конце Х1Х столетия "Магазине суконных товаров" портного Сапежникова, который, помимо всего, снабжал форменной одеждой служащих Бельгийского Общества электрических трамваев, чиновников и гимназистов. Гостиничный бизнес был представлен на Нежинской отелями 2-го класса "Марсель" и "Херсон", печатное дело - типо-литографией Рубенчика, бытовое обслуживание - четырьмя прачечными и "полотерным заведением" Гопчака, чьи работники, вытанцовывая на щетках, доводили полы до немыслимого блеска.
В 70-х ХІХ столетия здесь еще работали здесь две паровые мельницы и табачная фабрика "Товарищества Лаферм". Но со временем, когда промышленные производства "перекочевывали" подальше от центра города, на Нежинской остались лишь многочисленные мастерские традиционного и новомодного профиля: авторемонтная, каретно-кузнечная, каучуковых штемпелей, красильная, бондарные, водопроводная, заготовочная, переплетная, "Переписка на пишущих машинах", где с утра до ночи барышни стрекотали на "Ремингтонах" и "Ундервудах", позолотная, слесарно-механическая, швейная, кондитерская, обеспечивавшая своей отменной "сладкой продукцией" известное в Одессе кафе Дитмана. Это были, конечно, мелкие предприятия, только, худо ли, бедно ли, но какое-то количество постоянных рабочих мест они обеспечивали.
На Нежинской располагались и агентурно - посреднические конторы да представительства различных российских и иностранных фирм, которые обеспечивали поставку, в частности, всевозможной медной и никелированной арматуры производства "Соединенных английских заводов", кабельной продукции, металлов, смазочных масел, кожи, апельсинов, лимонов и других "колониальных товаров", граммофонов с изящно изогнутой трубой и открытых писем, сиречь, открыток, с видами Одессы и других, достойных того, городов мира. И здесь же "Технические конторы" брали подряды на "добросовестное выполнение работ" по строительству домов, устройству систем отопления и вентиляции. Словом, все было так, как других, расположенных неподалеку от центра улицах. И все это давно кануло в прошлое...
Но и сегодня самые престижные музеи мира, самые известные антикварные фирмы, самые крупные и состоятельные коллекционеры почитают за счастье заполучить какое-нибудь изделие, вернее, произведение искусства, исполненное придворным ювелиром Фаберже. Торговый Дом "Карл Фаберже" располагался в Петербурге, имел филиалы в Киеве, Лондоне, Москве, и…своего представителя Георгия Пиггота в четырехэтажном респектабельном доме нотариуса Веселовского на Нежинской улице в Одессе. И это не только один их фактов торговой истории улицы, но, как говорят в Одессе, лишнее свидетельство былого величия прекрасного черноморского города, которое, хочется верить, еще может когда-нибудь вернуться.
В советское время улица Нежинская называлась - улицей Франца Меринга